Теория деструктивности Э. Фромма

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия"доброкачественная" настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции , агрессия"злокачественная" насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии по Фромму. Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с такими философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека, или он по природе своей добр, продолжались в течение многовековой истории человечества. Уже в древнейшей философии присутствуют полярные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет"злую природу". Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или по меньшей мере нравственно нейтральными, а затем воздействие порочных общественных факторов может привести к тому что человек станет злым.

Эрих Фромм Типы агрессии

Природа детской агрессивности Формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстительности, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполнения неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны, но по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его агрессивности, деструктивности или воровства.

Существует множество вариантов, о чем свидетельствует клинический и педагогический опыт. Так, воровство может быть приобретенной формой поведения, но может быть следствием непонимания права собственности людей на вещи, отмечает М, Раттер. Но оно может служить и другим целям:

К их числу относятся: А. Басс [2], А. Бандура [3], Э. Фромм [4] и др. своим положением в обществе, стрессовость, беспокойство, страх перед ЕГЭ, что.

Однако, понятия агрессия и агрессивность не синонимичны. Под агрессией понимаются любые действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким, и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба вреда другому субъекту присутствует практически всегда.

Отличия в определении агрессии обычно связаны с другими, но также очень важными критериями. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту.

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

Эрих Фромм ( — ) был одним из наиболее влиятельных социологов, философов и психологов XX века. Он стоял у истоков идей.

Взгляды Фромма и его последователей на проблему человеческой агрессии Размер файла - Первый вид является общим как для человека, так и для животных - это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная,"доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода.

Она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представлен"злокачественной" агрессией - деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих, она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели. Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, то есть предполагается необходимость разграничения между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере.

Курсовая работа: Теория деструктивности Э. Фромма

Реализация этих потребностей и порождает злокачественные формы агрессии — деструктивизм, садизм и др. Необходимо сказать, что за множеством видов лежат два направления - аутоагрессия и гетероагрессия. Некоторые авторы определяют только три вида агрессии — реактивная ответ на фрустрацию , враждебная осознанное причинение вреда и инструментальная средство достижения цели.

Эрих Фромм опубликовал книгу: Анатомия человеческой деструктивности Вторая группа («В») - не деструктивные, но всё же агрессивные общества.

Другие предметы [39] Взгляды Фромма и его последователей на проблему человеческой агрессии Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим как для человека, так и для животных - это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная,"доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода.

Она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представлен"злокачественной" агрессией - деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих, она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели. Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, то есть предполагается необходимость разграничения между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере.

Инстинкт - это ответ на физиологические потребности человека, а страсти - это ответ на экзистенциальные потребности, и потому последние являются исключительно человеческими.

Психология - рефераты : Проблема агрессивного поведения

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи.

Агрессия"доброкачественная" настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля , амбиции , агрессия"злокачественная" насилие, жестокость , наглость, хамство , нахрап, зло и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии по Фромму.

Вообще под термином «доброкачественная агрессия» Фромм понимал три различные Существует два ответа: гнев (ярость и атака); страх и бегство.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т. А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания.

Этот аргумент звучит достаточно убедительно.

Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного

Как от медицины нет ника кой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души человеческой К сожалению, сейчас нельзя представить себе такую газету, журнал или программу радио или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о какомлибо акте агрессии или насилия. Статика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивать друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.

Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. И тогда, помимо природных законов, регулирующих отношения между ними, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний правил , а чаще всего в виде нравственных норм, допускающих известную вариабельность отношений между людьми в первую очередь.

В связи с этим в регуляцию человеческих взаимоотношений включается система оценок действий и поступков друг друга, а также собственных усилий, предпринимаемых по отношению к другим людям.

Наследие Эриха Фромма для радикала конца XX - начала XXI века // Александр Тарасов. достойный мыслящего человека религиозный страх перед Адом . А внутренняя агрессия (возникающая из-за развития.

Актуальная для меня тема, и статья толковая. Словарь современного французского языка П. Отсюда возникает целый ряд вопросов: Являются ли подлинным насилием действия солдата, которому приказано уничтожить противника? Можно ли назвать то, что происходит во время войны, насилием? Не является ли вообще всякая война насилием? Можно ли считать узаконенное насилие, предпринятое в качестве защиты или в случае крайней необходимости подлинным насилием? Можно ли считать подлинным насилием то, что происходит на спортивных площадках?

Большинство, похоже, ответило бы на эти вопросы отрицательно. Модиа перечисляет некоторые действия, при которых насилие оправдывается обществом: Модиа делает вывод о том, что подлинное насилие в обществе ассоциируется с девиантным поведением. Таким образом, центральным содержательным элементом в толковании понятия насилия выступает принуждение, осуществляемое всегда через воздействие на психику человека средствами, посягающими на его физическое или духовное благополучие.

Анализ и изучение проявлений различных форм насилия касаются в первую очередь двух проблем: Итак, существует большое число определений насилия, но практически во всех этих определениях под насилием понимают применение силы, приводящее к ущербу, наносимому основным человеческим потребностям или даже жизни вообще, понижающему уровень их удовлетворения ниже того, что потенциально возможен.

2. Злокачественная агрессия и причины ее проявления

Как признается автор, материал для этого издания он собирал более 40 лет. Сопереживание человечеству подвигло ученого взяться за решение столь сложной проблемы: Фромм обобщил идеи и положения реформированного, социокультурного психоанализа, показал специфику философско-антропологической рефлексии. Это — первый том задуманной ученым многотомной систематизации психоанализа. Энциклопедический характер книги позволяет раскрыть широкую панораму биологических, социально-психологических, антропологических учений.

Деструктивное и агрессивное в человеке философски переосмыслено Фроммом как проблема зла в индивиде, в социуме, в истории, в жизни человеческого рода.

Фромм трактует реакцию на витальную угрозу следующим образом: страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству.

Иногда возникает впечатление, что животного поведение носит черты садизма например, кошки игра с мышью. Но если мы думаем, что игра эта доставляет кошке удовольствие, то это не иное что, как антропоморфная интерпретация. На самом любой деле движущийся предмет приводит к такой же реакции точно, как реакция на мышь. Значит ли что, это моток шерсти будоражит в кошке инстинкт? Лоренц двух о рассказывает голубях, которые сидели в одной клетке тесной.

Но ведь этот пример свидетельствует жестокости не о вовсе, а лишь является показателем реакции на пространства недостаток, то есть подпадает под категорию оборонительной Разграничение. Дело в том, кто те, что выводят человеческую агрессивность из самой сущности родовой человека, вынуждают своих оппонентов, хотят не которые совсем расстаться с надеждой на мирную приуменьшать, жизнь масштабы человеческой жестокости.

И эти миротворцы-адвокаты нередко высказывают излишне оптимистические развития прогнозы человечества. Если же разделить агрессию на злокачественную и оборонительную, то такая необходимость отпадает. Тогда что, предполагается злокачественная доля агрессии не является следовательно, а врожденной, она не может считаться неискоренимой. С стороны другой, допускается, что злокачественная агрессивность собой представляет некий человеческий потенциал, более чем, значимый одна из возможных моделей поведения, можно которой по желанию обучиться и от которой можно освободиться легко, приняв другую модель.

Игровая необходима агрессия в учебном тренинге на мастерство, ловкость и реакций быстроту.

Агрессия как социально-психологический феномен

Оглавление Введение 3 Глава . Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

деления: агрессия – это открытая неприязнь, выа и Э. Фромм, который определяет агрессию как напряженности, страха, подавленности и др.).

О том, что для функционирования человека и человечества необходимо реализовать еще и другие потребности, выходящие за рамки простого выживания, будет дальше отдельный разговор. Сначала об агрессии и бегстве. Как утверждают исследователи В. Некоторые исследователи достигли утонченного хирургического мастерства при операциях вживления электродов в определенные участки мозга.

За последние 20 лет в этой области проделана такая огромная работа, что я чувствую себя недостаточно компетентным, чтобы вдаваться в нюансы нескольких десятков специальных проблем. Акерта с удалением неокортекса, описанный в работе Б. Дельгадо отличаются обширной библиографией. Эрвина , , в которой кратко и ясно даже для неспециалиста излагаются весьма ценные данные о нейрофизиологических основаниях агрессивного поведения. Мозг вообще организован по типу биполярных систем.

Генрих Клювер и П. Марк и Эрвин обращают внимание на то, что нарушения равновесия могут быть вызваны еще и разного рода мозговыми заболеваниями. А какие условия нарушают равновесие в сторону мобилизации агрессивности, не считая двух экспериментальных ситуаций и одной патологической?

Типы агрессии по Фромму

Оборонительная агрессия Различие между человеком и животным Как уже упоминалось ранее, оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Например, когда животного лишают жизненного пространства или ограничивают ему доступ к пище, сексу или когда возникает угроза для его потомства. Все в нем направляется на то, чтобы устранить возникшую опасность. В большинстве случаев животное спасается бегством или же, если нет такой возможности, нападает или принимает явно угрожающую позу.

Цель оборонительной агрессии состоит не в разрушении, а в сохранении жизни.

Э.Фромм. Бегство от свободы; ПРЕДИСЛОВИЕ К 1-МУ ИЗДАНИЮ; Э.Ф. СВОБОДА .. Она может усилить страх ребенка перед отцом и тем самым повести к еще Наиболее агрессивные садистские импульсы чаще всего.

Фромм вводит разделение агрессии"доброкачественной" - филогенетически заложенного импульса к атаке или бегству в ситуации, когда возникает угроза жизни, и агрессии"злокачественной" деструктивности и жестокости. Фромм подвергает критике понимание агрессивности в инстинктивизме отдельные положения учения Фрейда, К. Инстинктивистские концепции трактуют агрессивность как постоянный фактор психической жизни, заданный биологически и имеющий тенденцию накапливаться и искать разрядки в деструктивных поведенческих актах"гидравлическая концепция агрессивности".

Бихевиоризм, по мысли Фромма, рассматривает агрессивность только в контексте визуально наблюдаемого поведения, исключая из анализа целостную человеческую личность. Как результат, бихевиористские концепции не могут объяснить психические явления, не обусловленные вызовами среды, и учесть мотивирующие поведение импульсы.

Фромм считает, что и инстинктивизм, и бихевиоризм являются формами редукционизма, сводящими понимание человека соответственно либо к унаследованным из прошлого моделям, либо к некритическому воспроизведению сегодняшних социальных схем. В качестве альтернативы этим моделям Фромм предлагает реформированный психоанализ как учение о характере и о конфликтах между характерологическими страстями, органично присущими личности, и необходимостью самоограничения. Фромм стремится опровергнуть представление о присущих человеку от рождения деструктивных наклонностях, используя для этого данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии.

Так, нейрофизиология показывает, что при отсутствии внутренних или внешних раздражителей импульсы зон мозга, активизирующие и сдерживающие агрессивность, находятся в состоянии подвижного равновесия то есть агрессивность не действует постоянно, а возникает ситуативно. Сам нейрофизиологический механизм обеспечения защиты жизни демонстрирует неочевидность значимости агрессивности, поскольку в физиологии мозга и в поведении не меньшую значимость имеет рефлекс бегства нервные волокна и центры нападения и бегства расположены очень близко.

При этом"инструментальная" агрессивность хищников нейрологически отлична от защитной агрессивности и у других животных не встречается; человек же в своем филогенезе не являлся хищником. Характерно, что в неволе животные значительно чаще проявляют агрессивность, чем в естественных условиях обитания. Причиной этого является сокращение жизненного пространства и разрушение структуры внутривидовых контактов.

Эрих Фромм - Бегство от свободы